Федерация бокса СПб | Новости 2024-го года

Владимирский пассаж: от воскресной школы до боксёрского сердца Петербурга

Владимирский пассаж – настоящий дом петербургского бокса, именно здесь сейчас расположен Центральный зал Спортивной Федерации бокса Санкт-Петербурга имени И.С.Андреева. Он является базой для сборной города, сюда приезжают национальные команды России по разным возрастам: начиная от самых младших юношей, заканчивая главными мужскими и женскими сборными. Владимирский пассаж расположен в центре Петербурга и имеет богатую историю, которую многие из посетителей торгового центра не то чтобы не помнят, многие даже и не знают. Рассказываем, что же было раньше на месте Центрального зала бокса, сколько раз перестраивали пассаж и кто был его первым владельцем.

Первое упоминание о здании относится к 1837 году. Именно в этот год в России появилась первая железная дорога, своё смертельное ранение на дуэли получил большой любитель бокса Александр Пушкин, случился самый грандиозный пожар за всю историю Зимнего дворца и на карте города появился доходный дом по адресу: Владимирский проспект, 19.

В середине 19 века в стенах здания появилась одна из первых в городе воскресных школ, которая возникла при содействии основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. Именно здесь начальное образование для детей и взрослых начали получать верующие петербуржцы. Они не изучали предметы школьной программы, а занимались духовным воспитанием, приобщением к христианским ценностям и культуре.

Изначально это был трехэтажный дом, а 12 сентября 1901 года его владелец, надворный советник Барон фон Бессер объявил через Санкт-Петербургское общество архитекторов конкурс проектов перестройки здания. Условия конкурса были достаточно свободными, ведь проектировщикам предоставлялась полная свобода выбора стиля. На три первых премии выделялась 1000 рублей. По современным меркам 1000 рублей в 1901 году – это 1 040 000 современных российских рублей.

Конкурс выиграли три молодых архитектора - ученики Леонтия Николаевича Бенуа, — Оскар Мунц, Александр Дмитриев и Адам Дитрих.

Давайте посмотрим, как бы мог выглядеть Владимирский пассаж, если бы его строили победители конкурса:
Проект Оскара Мунца
Проект Александра Дмитриева
Проект Адама Дитриха

Разгромная победа "школы Бенуа" неудивительна. Русский архитектор Леонтий Бенуа – представитель художественной династии Бенуа, творивший в эпоху эклектики, являлся крупным мастером и педагогом, основателем, членом и почётным председателем "Общества архитекторов-художников". Его праотцы много строили для столицы и городов Российской империи. Но Барон фон Бессер не стал использовать их проекты. А пригласил на строительство доходного дома другого архитектора.

Лишь спустя три года, в 1904 году, когда на восточной границе вовсю бушевал военный конфликт между Российской и Японской империями, в Петербурге дом был надстроен и полностью перестроен. Правда, кто был главным архитектором - неизвестно до сих пор. Несмотря на имеющиеся архивные материалы, свидетельствующие об авторстве академика архитектуры Кочетова, известный специалист по петербургскому модерну Г. И. Алексеев предполагал, что здание возведено по проекту крупного финского архитектора Карла Шульмана, который в свое время являлся губернским архитектором Выборга. 

Хотя, если приглядеться к другим работам финского мастера и внешнему облику Дома на Владимирском проспекте, то явно чувствуется единый стиль. Взгляните сами:

Кстати, именно в 1904 году в Сент-Луисе прошли вторые летние Олимпийские игры, на которых впервые в истории мирового спорта были представлены соревнования по боксу. Тогда в соревнованиях приняли всего 18 боксеров, и все, как ни странно - хозяева соревнований из Соединенных Штатов Америки. Дисциплины, традиционно, различались по весовым – всего их было семь - но это правило не всегда соблюдалось, и многие участвовали сразу в нескольких категориях. Так, например, Чарльз Майер, Гарри Спэнджер и Джордж Финнигэн смогли одновременно выиграть одну золотую и одну серебряные медали, а Оливер Кирк стал единственным в истории Игр двукратным чемпионом сразу за одну Олимпиаду.

Шли годы, дом подвергался перестройкам. В итоге многочисленных изменений здание стало представлять собой сложный архитектурный комплекс из девяти флигелей разной этажности, расположенных на различных фундаментах, часть из которых примыкала к соседним зданиям. С тех пор в стенах доходного дома находилась приемная императорской канцелярии и «Дом трудолюбия для образованных женщин», который был создан для оказания временной материальной помощи нуждающимся образованным женщинам и девицам.

Интересно рассмотреть и визуальное оформление фасада. Пожалуй, самая необычная для Петербурга деталь композиции – это лоджии-галереи со столбами, поддерживающими вынос мансарды:

Въезд во двор и двери магазинов заключены в единый портал, выполненный из талькохлорита, над которыми красуется герб домовладельца:

А боковые щипцы украшены гербом Санкт-Петербурга: 

Самые внимательные и зоркие гости могут разглядеть не только странных атлантов, но и многочисленных сов по периметру фасада:


В таком хорошем состоянии дом №19 на Владимирском проспекте, пожалуй, видим только мы сейчас с вами и жители прошлых столетий. В постсоветское время дом был доведен до аварийного состояния, да и домом это было трудно назвать. Но несмотря на это, даже в таком состоянии объект использовали для съемок.

В девяностые годы на экраны вышел телевизионный сериал “Агент национальной безопасности”, где действия одной из серий проходили в развалинах дома на Владимирском.

В главной роли - Михаил Пореченков, который, кстати был большим любителем спорта. Девять лет своей жизни актер театра и кино посвятил боксу: 

По-настоящему я стал заниматься боксом только в военном училище, отдав этому прекрасному виду спорта девять лет жизни. Я нормально боксировал, ездил выступать на соревнования и после окончания военного училища, уже живя в Петербурге”
- признавался Михаил.

К 1993 году зданию присвоили статус архитектурного памятника, и тогда же было принято решение о его реконструкции. Больше 10 лет дом №19 был похож больше на место боевых действий, чем на центр Санкт-Петербурга. Ремонт и полная реконструкция были завершены к 2003 году – здание приняло облик, к которому мы привыкли по сей день: открылась торговая галерея “Владимирский пассаж” и отель “Достоевский”.

Представить боксерский Петербург без Центрального зала, который располагается в пассаже - уже просто невозможно. Именно он стал местом, в котором новички делают первые шаги на ринге, а более опытные спортсмены ежедневно оттачивают оттачивают свои навыки. Владимирский пассаж стал настоящим домом для петербургского бокса.


История